Аналоговые тахографы необходимо было заменить до 1 июля 2016 года.
Давайте для начала разберёмся, что такое аналоговые тахографы. Это «контрольные устройства, которые не регистрируют информацию на карточках для тахографа, которые изготовлены в виде специальной пластиковой карты с электронным носителем информации, соответствующим ЕСТР или приказу Минтранса N 36. Т.е. все тахографы, которые не удовлетворяют данному требованию должны быть заменены на цифровые тахографы соответствующие приказу Минтранса № 36 или ЕСТР.» То есть:
- Шайбовые тахографы
- Тахографы, которые не оснащены считывателем карт и принтеров. Как правило данные тахографы применяют в странах Азии.
- Российские тахографы, по виду и названию имеющие сходство с тахографами соответствующими Приказу Минтранса N 36, но без установленного в приборе блока СКЗИ, модуля ГЛОНАСС и не осуществляющие регистрацию маршрута, ранее устанавливаемые согласно 720 ПП. Как правило, такие тахографы не осуществляют чтение карт ЕСТР и Минтранс их приписывает к аналоговым тахографам. Но некоторые модели таких тахографов можно дооснастить блоком СКЗИ, оформить карту СКЗИ и тогда данный прибор будет соответствовать приказу Минтранса N 36, т.е. не придётся его менять.
Точного алгоритма действий для тахографов согласно п.3 сейчас нет. Будут ли данные тахографы относиться к аналоговым или нет, сейчас обсуждается в Минтрансе и Росавтотрансе.
Приказ о замене аналоговых тахографов вступил в силу 28 декабря 2015 года (приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».). Также на сайте Росавтотранса есть письмо о замене аналоговых тахографах, где расписано, какой тахограф является аналоговым. Кроме того, есть более подробное письмо, которое также было опубликовано на сайте Росавтотранса.
Аналоговые тахографы, установленные или находящиеся в эксплуатации для перевозок внтури РФ действительны по 1 июля 2016 года. На транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащённые аналоговыми приборами и осуществляющие внутрироссийские автоперевозки, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ до 1 июля 2016 года.
В 2016 году был изменён список ТС, на которые устанавливают тахографы.
12 марта вступил в свое действие приказ № 16 Министерства транспорта «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. N 36» который внёс изменения в категории и виды транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Актуальный список всех категорий транспортных средств Вы можете посмотреть в письме Росавтотранса.
Итак, какие изменения произошли?
Теперь тахографами должны быть оснащены транспортные средства, оснащённые кранами манипуляторами.
Но были освобождены от оснащения:
- Учебные транспортные средства, используемые для проведения практических занятий по обучению вождению и последующей сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. При этом отмечается, что данная категория транспортных средств не должна использоваться для транспортировки грузов и перевозки пассажиров с целью получения коммерческой выгоды.
- Освобождён от оснащения приборами контроля труда и отдыха транспорт, задействованный в проведении дорожных испытаний.
- Специализированный транспорт сельхозпроизводителей. При этом в документе уточнили какой:
- молоковозы
- скотовозы
- машины для перевозки птицы
- машины для перевозки яиц
- машины для перевозки живой рыбы
- машины для перевозки и внесения минеральных удобрений
- ТС, относящихся к категориям N2 и N3, которые задействованы в деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих внутрихозяйственные перевозки, т.е. перевозки в пределах муниципального района, на котором он зарегистрирован и граничащими с ним районами.
- Не придётся оборудовать тахографами автомобили, которые имеют допуск к ведению международных автомобильных перевозок согласно карточке допуска, выдаваемой транспортному средству с целью разрешения осуществления данного вида деятельности. На указанных транспортных средствах должны быть установлены тахографы, согласующиеся с требованиями Европейского соглашения, которое регламентирует порядок и нормы работы экипажей, задействованных в международных автоперевозках (ЕСТР).
Тахографы — средство измерения? Зачем?
Совсем недавно правительством было принято решение внести тахографы в реестр средств измерения и определить порядок поверки устройств для того, чтобы показания тахографа стали юридически значимыми. После того, как тахографы станут средством измерения, ГИБДД сможет штрафовать за нарушение режима труда и отдыха на основании данных из контрольного устройства.
Уполномоченными государственными структурами были определены специальные параметры, по которым будет производится проверка. Так как тахограф является автокомпонентом транспортного средства и является прибором государственного контроля, на него распространяется Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
По каким параметрам должен быть поверен тахограф?
Тахограф и блок СКЗИ проходят поверку раздельно. Межповерочный интервал для тахографа составит 7 лет. Тахографы, выпущенные ранее, также будут средствами измерения. Но поверяться данные тахографы будут только тогда, когда произойдет замена СКЗИ. Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 года № 1658, от 25 декабря 2015 года № 1660 «Об утверждении типов средств измерении» утверждены типы средств измерений для всех моделей тахографов, учтенных ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов и для моделей блоков СКЗИ тахографа, учтенных ФБУ «Росавтотранс» в перечне и моделей блоков СКЗИ тахографа. Информация об этом опубликована на сайте Росавтотранса.